Рационализация представлений о праве в Древней Греции


Рационализация представлений о праве в Древней Греции

Рационализация представлений о праве – это развитие представлений о том, что единственным источником права является разум. Это общая основная древнегреческая идея о праве. Это одна из основных идей о праве, актуальная до сих пор.

Источник рационализации и права – философия, а так же общая специфика древнегреческой культуры.

Носителем разума является каждый человек, поэтому человек понимается как соучастник создания права и носитель права, то есть, как субъект права.
Таким образом, следствием рационализации представления о праве является представление, о человеке, как субъекте права, а так же о свободе, как атрибуте человеческого существования.

Свобода – состояние, образуемое комплексом прав. Это есть политическое явление.
Свобода в древнегреческой традиции постулируется как одна из высших человеческих ценностей.
Акцентация свободы и человека, как субъекта права становится источником понятия политики.

Polis (город, государство); Poleos (вращающийся); Polus (многий, множественный)

Политика – это структура, созданная множеством носителей права. Политика – дело многих.
Политику образует тезис об изначальной множественности носителей права. Причем множественность субъектов права образует некий множественный и единый субъект. Этим субъектом является полис (государство).
Таким образом возникает представление о государстве, как явлении производном от права.
Следствием представления о политике, субъекте права, свободе, является идея справедливости.
Проблема справедливости является главной темой политико-правовых учений Древней Греции.

Справедливость, это идея, определяющая меру распределения прав и свобод между субъектами права, согласующая их друг с другом и с властью.

Варианты идеи справедливости:
1. Равенство
2. Воздаяние (неравенство)