NSTUleaks.org

Честность, открытость, ответственность
Экзаменационные вопросы, советы и лекции » История политических и правовых учений » Лекции ИППУ » Учения Цицерона о республике. Развитие естественно-правовой концепции у Цицерона

Учения Цицерона о республике. Развитие естественно-правовой концепции у Цицерона

Учения Цицерона о республике. Развитие естественно-правовой концепции у Цицерона

Цицерон – римский публицист, оратор и политический деятель, философ (1 в. до н.э.).

Главным содержанием политико-правового учения Цицерона является развитие им понятия республики.

Источниками понятия республики являются:
1. Древнегреческая идея производности государства от права.
2. Идея Аристотеля о связи справедливости и политики.
3. Представления греческих стоиков о свободном индивиде, как гражданине космополиса.

Республика (Respublica – дело народа, общее дело), исходным в понятии республики, является понятие народа. Народ – это общность людей связанных между собой общностью интересов и согласием вопросов права.
Народ у Цицерона это не этническая, но политико-правовая общность.

Республика – это согласованная общая и единая власть членов народа выражающая их общий интерес, неделимое по долям на каждого члена народа, но необратимо суммируемая из их согласованных волей и образующее государство.

Таким образом, республика это:
1. Общий интерес членов народа
2. Общая и единая власть членов народа
3. Государство

Государство – это часть и аспект республики (республика - это не государство, и не вид государства).
Республика не зависит от форм правления. То есть республика может возникнуть в государстве в любой положительной форме правления (монархия – царская власть), (аристократия – власть оптиматов), (демократия – власть популяров).

Иными словами, республика это качество достижимое в любой положительной форме правления.
Учение Цицерона полностью принадлежит естественно-правовой концепции.

При этом Цицерон развивает эту концепцию:
* Он утверждает приоритет естественного права над волеустановленным.
* Естественное право отчасти служит источником международного права.

На основе этого Цицерон определяет право войны (справедливую войну).
Война является справедливой, если ее целью является защита международного права.
Цицерон делит волеустановленное право на частное и публичное.
Публичное право – это норма, регулирующая отношения сторон, по меньшей мере одной из которых является государство.

Обрати внимание

Цитата дня

Играть в жизнь куда интереснее, чем на сцене.

(c) Б. Акунин