Правовой обычай как источник права
Понятие правового обычая
Правовой обычай — это исторически сформировавшееся в сознании людей правило поведения, которое вошло в привычку в результате многократного его применения и санкционировано государством.
Этот вид источника права является наиболее древним. Он возник одновременно с государством и на первых этапах социального развития был основным. Обычаи являются наиболее важными союзниками государственной власти. Они возникают, развиваются и становятся необходимыми для определенной части граждан на протяжении длительного исторического развития. Определенная часть из них перестает соответствовать потребностям общества и утрачивает свое значение, "уступая дорогу" другим, более востребованным.
Правовым обычай называется потому, что он признан государством как общеобязательная норма поведения, соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением.
В литературе авторы, в частности проф. Виктор Лаврентьевич Кулапов, называют два формальных требования к правовому обычаю:
1) он должен существовать и применяться в течение продолжительного времени;
2) он должен не противоречить действующему законодательству.
По мнению проф. Геннадия Илларионовича Муромцева, неоднозначно место правового обычая в системе источников права. Здесь возможны:
а) полное отрицание правового обычая (ст. 7 французского Гражданского кодекса);
б) признание правового обычая в качестве субсидиарного источника права (ст. 5 Гражданского кодекса РФ);
в) признание за правовым обычаем юридической силы, равной закону и даже превосходящей его, что характерно для стран, где существует дуализм гражданского и торгового права (Франция, ФРГ, Япония);
Правовой обычай является основным источником права для стран традиционно-религиозной правовой семьи (страны Азии, Африки).
Характеристика правового обычая
Как источники права правовые обычаи характеризуются следующими особенностями:
1) носят локальный характер;
2) тесно взаимодействуют с другими социальными нормами и, в частности, с религиозными (в Индии обычное право входит в структуру индусского права);
3) основные сущностные черты нередко отражаются в пословицах, афоризмах и поговорках;
4) применение обеспечивается санкцией государства;
5) отличаются консервативным характером, придавая обязательный характер общественным отношениям, сложившимся в результате длительной общественной практики.
Комментариев 0