Понятия народа и республики по Цицерону


Главным содержанием политико-правового учения Цицерона является развитие им понятия республики.

Источниками понятия республики являются:
1. Древнегреческая идея производности государства от права.
2. Идея Аристотеля о связи справедливости и политики.
3. Представления греческих стоиков о свободном индивиде, как гражданине космополиса.

Республика (Respublica – дело народа, общее дело), исходным в понятии республики, является понятие народа. Народ – это общность людей связанных между собой общностью интересов и согласием вопросов права.
Народ у Цицерона это не этническая, но политико-правовая общность.

Республика – это согласованная общая и единая власть членов народа выражающая их общий интерес, неделимое по долям на каждого члена народа, но необратимо суммируемая из их согласованных волей и образующее государство.

Таким образом, республика это:
1. Общий интерес членов народа
2. Общая и единая власть членов народа
3. Государство

Государство – это часть и аспект республики (республика - это не государство, и не вид государства).
Республика не зависит от форм правления. То есть республика может возникнуть в государстве в любой положительной форме правления (монархия – царская власть), (аристократия – власть оптиматов), (демократия – власть популяров).

Иными словами, республика это качество достижимое в любой положительной форме правления.
Учение Цицерона полностью принадлежит естественно-правовой концепции.

При этом Цицерон развивает эту концепцию:
* Он утверждает приоритет естественного права над волеустановленным.
* Естественное право отчасти служит источником международного права.

Основная статья: http://nstuleaks.org/16-ucheniya-cicerona-o-respublike-razvitie-estestvenno-pravovoy-koncepcii-u-cicerona.html