Тема 1. Понятие римского права

Право (по определению Цельса) – наука о добром и справедливом.

Право в объективном смысле – совокупность норм, установленных государством либо для отдельных лиц – чтобы предписать им определенное поведение, либо для самого себя - чтобы регулировать отправление собственной триединой законодательной, карающей и административной власти (Санфилиппо Ч.).

Право в субъективном смысле – «способность», «правомочие», приписываемое правопорядком определенным членам общества (Санфилиппо Ч.).

Публичное право – право, относящееся к положению римского государства.

Частное право – право, относящееся к пользе, интересам отдельных лиц.

Естественное право – надгосударственное, общее для всех народов право, установленное естественным разумом.

Квиритское право – система древнейшего римского права, распространявшаяся на граждан римской общины. Получило свое название от племени квиритов (сабинян), которые считали своим покровителем бога Квирина (название квиритов). Основным источником квиритского права были законы XII таблиц. Позднее Квиритское право получило название цивильного права.

Преторское право – система римского права, сложившаяся наряду с системой цивильного права. Преторское право создавалось деятельностью судебных магистратов, главным образом преторов, которые своими эдиктами и формулами (наставлениями судьям для рассмотрения конкретного дела), формально не изменяя и не отменяя законы, дополняли и исправляли правовое регулирование.

Право народов – в Древнем Риме в классический период – правовая система, созданная для регулирования отношений с участием иностранцев (перегринов)

Рецепция римского права - заимствование принципов, институтов римского права рядом западноевропейских государств в ХIII-ХIХ вв.