Цивилизационный подход к типологии государства
Понятие цивилизационный подход
Цивилизационный подход к типологии государства основывается не только на развитии процессов производства и классовых отношений, но и на исторических, технологических, географических, правовых, религиозных, духовно-культурных и иных факторах.
Цивилизационный подход основывается на понятии "цивилизация" (от лат. civilis — гражданский), означающее духовно-культурный и материально-технический уровень развития общества.
Английский философ и историк Тойнби (1889-1975) полагал, что цивилизации — есть определенные типы человеческих сообществ, вызывающие определенные ассоциации в области религии, архитектуры, живописи, нравов, обычаев, словом в области культуры.
А.Д. Тойнби выделил в мировой истории более двух десятков цивилизаций (21):
1) египетскую
2) китайскую
3) западную
4) православную
5) дальневосточную
6) арабскую
7) иранскую
8) сирийскую
9) мексиканскую и др.
По мнению Л.А. Морозовой, государства подразделяются (классифицируются) на
1) демократические и недемократические
2) государства западной и восточной цивилизации
По отношению государства к религии
1) на светские (отделение церкви от государства)
2) клерикальные (государственно-религиозные)
3) теократические (религиозные)
4) атеистические (запрещение деятельности религиозных организаций)
В цивилизационном подходе государства могут быть классифицированы по различным основаниям.
С позиций истории развития государства делятся:
1) древние
2) средневековые
3) современным
С точки зрения уровня развития техники создания материальных ценностей, государства могут быть
1) аграрными
2) индустриальными
3) постиндустриальными
4) информационными
С учетом географического фактора, государства подразделяются на государства
1) европейского
2) американского
3) азиатского
4) африканского типов
Если в основу классификации типов государств положить религиозный фактор, то они могут быть
1) православными
2) католическими
3) мусульманскими
4) индусскими
5) буддистскими
С точки зрения видов правовых систем, государства можно разграничить на государства
1) романо-германской правовой системы
2) англо-американской правовой системы
3) традиционно-религиозной правовой системы
Составители: А. Тойнби, У. Ростоу, Г. Еллинек, Г. Кельзен и др.
При цивилизационном подходе основным критерием выступает духовно-культурный фактор (религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т. д.). А. Дж. Тойнби дал следующее определение цивилизации:
Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков.
Цивилизация — это социокультурная система, включающая социально-экономические условия жизнедеятельности общества, этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности.
Тойнби выделил до 100 самостоятельных цивилизаций, но затем сократил их число до двух десятков. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов:
Первый — локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.);
Второй — особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.
Третий этап — современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.
В литературе выделяют первичные и вторичные цивилизации. Для государства в первичных цивилизациях характерно, что они являются частью базиса, а не только надстройки. Вместе с тем государство в первичной цивилизации связано с религией в единый политико-религиозный комплекс. К первичным цивилизациям относят древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую и др. Государство вторичной цивилизации не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс. Среди вторичных цивилизаций выделяют западноевропейскую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др.
следующие вопросы:
Понятие формы государства и ее структура
Политический (государственный) режим: понятие и виды
Комментариев 0