Цель земного государства («земного града») в христианской концепции Августина; почему справедливость не является задачей государства?


Зло – это необходимое и неустранимое свойство мира.
*В античности такого понятия зла не было.

В рамках тезиса о зле, право понимается не как добро, но как возможный компромисс между добром и злом.
Добро в праве – это справедливость. Таким образом, право не может быть справедливым, но только компромиссом между справедливостью и несправедливостью.

Государство – искусство этого компромисса.
У Августина (4 – 5 в.в. н.э.) источником учения о праве и государстве является тезис о том, что существует два рода человеческого общения – два града.

Первый из этих родов общение – это право господства и насилия, град земной.
Второй – это право любви и духа, град небесный.

В мире господствует первый град, на нем основываются все государства. Второй град представлен в мире праведными людьми и затем церковью.
Государство по Августину подчинено граду земному, но государство способно поддерживать такое устройство, при котором возможно существование церкви, как странствующего небесного града.
Именно это является задачей государства.

Таким образом, в теории Августина провозглашается идея служения государства церкви. Эта идея означает приоритет духовной власти над светской. Эта идея определила политическую историю христианского мира на тысячу лет вперед (с 5 по 15 (16) в.в.)

Идея приоритета духовного над светским обретает законченный вид в классификации права (закона) Фомы Аквинского (систематизатор учений о церкви, 12 век).
Источником классификации Аквинского служит деление Аристотелем права на естественное и волеустановленное. К этому делению Аквинский добавляет деление права на человеческое и божественное.

Комментариев 0