Понятие и виды владения в римском праве


Понятие Владения в Римском праве

Владение в смысле фактического обладания вещами является тем отношением, на почве которого складывался исторически институт права собственности. Не забывая этой исторической связи «владения» и «права собственности» (оставившей свой след на разговорной речи, нередко отождествляющей эти два понятия), необходимо иметь в виду, что в более развитом римском праве «владение» и «право собственности» — различные категории, которые могли совпадать в одном и том же лице, но могли принадлежать и разным лицам.
Владение представляло собой именно фактическое обладание, однако связанное с юридическими последствиями, прежде всего снабженное юридической защитой;
Для юридической защиты владения характерно то, что она давалась вне зависимости от того, имеет ли данный владелец вещи право собственности на нее или нет.

Вещные и обязательственные правоотношения отличия


1. Классификация имущественных прав на вещные и обязательственные права не упоминается у римских юристов. Они говорили о различии actiones in rem (иски вещные) и actiones in personam (иски личные)

Разграничение же вещных и обязательственных прав выработано позднейшими учеными, однако на материале, содержащемся у римских юристов. Так, классический юрист Павел' подметил различие двоякого положения лица, которому нужна какая-то вещь для удовлетворения той или иной потребности. Одно дело, если лицо приобретает себе необходимую вещь в собственность; другое дело, если оно договаривается с собственником вещи о том, что этот последний обязуется предоставить вещь в пользование первого лица на известный срок. Между этими двумя способами удовлетворения потребности в вещи разница не только в том, что в первом случае лицо приобретает вещь не на время, а навсегда, во втором же случае вещь предоставляется или на определенный срок, о котором договорились эти два лица, или впредь до востребования со стороны того, кто предоставил вещь.

Отцовская власть в римском праве


1. Гай (1.1.55) называет институт отцовской власти ius proprium civium romanorum (строго национальным институтом римских граждан) и добавляет: «...едва ли существуют еще другие люди, которые имели бы такую власть над своими детьми, какую имеем мы, т.е. римские граждане». Самостоятельным лицом (persona sui iuris) был только отец; сыновья и дочери были (personae alieni iuris) лицами чужого права.
Подвластный сын имеет и libertas и civitas; в области публичного права он стоит (если он взрослый) наряду с отцом, может занимать публичные должности (только не может быть сенатором). Но в семье он всецело подчинен отцовской власти, притом независимо от возраста, и да¬же когда он уже состоит в браке и, быть может, имеет своих детей. Власть над детьми принадлежит именно отцу, а не обоим родителям.

Пекулий в Римском праве


Пекулий в римском праве это имущество, которое домовладелец выделял подвластным ему членам домовладения. Это могло быть любое зависимое лицо, не обязательно родственник. Однако это имущество не переходило в собственность тому, кому оно было выделено. Его собственником, по прежнему, оставался домовладелец, как правило, отец римской семьи. Пекулий передавался зависимому лицу на длительное пользование, но в случае смерти этого зависимого от домовладельца лица, пекулий возвращался обратно к тому, кто его выделял. Если отец умирал раньше, то пекулий выданный им переходил наследникам вместе с его остальным имуществом. Пекулий, поначалу, представлял собой часть домашнего скота, и лишь позднее начал распространятся на другие виды домашнего имущества. Если сын домовладельца освобождался от абсолютной власти отца, он мог оставить себе пекулий только в том случае, когда отец не требовал вернуть его, тогда пекулий считался подарком сыну от домовладельца.

Имущественные отношения супругов в римском праве


Отношения супругов при браке cum manu



В таком виде брака (cum manu) жена равнялась в правах с детьми.Женщина занимает место дочери (filiae loco).Безграничная сначала власть мужа, одновременно с повышением уровня жизни(хозяйственной и культурной) стала ограничиваться.Отошли в прошлое права: убить или продать в рабство собственную жену. Но еще продолжительное время существовала эта форма брака, правило, что муж - глава, а жена - подчиняется, сохранялись.

Приданое в Римском праве


Приданое в римском праве имело, по сути, тот же смысл, что и сегодня. Это имущество, которая жена приносит в семью мужа. Это также могло быть имущество, переданное со стороны женщины ее родственниками ad onera matrimonii ferenda. Женщина приходила в семью со своим имуществом, но т.к. все расходы по содержанию семьи и детей ложились после брака на мужа, он же, и распоряжался всем имуществом, в том числе и приданым жены. Во времена древнеримской республики браки были в основном cum manu. В таком браке имущественные отношения, касающиеся приданого жены, не имели никакого правового статуса или регламентации, которая бы определяла принадлежность приданого в ситуациях изменения жизненных ситуаций внутри семьи. Приданое в древнем риме принадлежало в браке мужчине, который мог распоряжаться им по своему усмотрению. Приданое не возвращалось жене, или ее семье ни в случае развода, ни после смерти женщины.

Брак в Римском праве



Брак в Римском праве трактовался, по словам римского юриста Модестина как "общность человеческого и божественного права, объединение мужа и жены, слияние всей жизни". Идеализированное представление о брачных отношениях совсем не соответствовало действительности. И даже во время наибольшего расцвета права в Риме женщина не признавалась полноценным партнером собственного супруга. Римляне выделяли matrimonium iustum (узаконенный брак между лицами, которые имеют право на брак) и matrimonium iuris gentium (брак между лицами не имеющими брачного права).