Политико-правовая теория Аристотеля. Понятие естественно-правовой концепции

Политико-правовая теория Аристотеля. Понятие естественно-правовой концепции

Аристотель – древнегреческий классический философ (5 - 4 в. до н.э.).
Исходный тезис Аристотеля состоит в том, что общение это природное свойство человека и добродетели.

Общение исторически развивается в пяти следующих формах:

1. Семьи
2. Рода (общность семьи)
3. Селение (общность родов)
4. Полис (государство, общность семей)

! Таким образом, государство у Аристотеля - это высшая форма общения.

Аристотель впервые создает оконченную классификацию государств.

Аристотель в делении на виды применяет два критерия:
1. Государства бывают правильные и неправильные (правильное – направлено ради общего блага, неправильное – правление ради частного блага)
2. По числу правящих государства делятся на правление одного, правление немногих, и правление многих.
В соответствии с этими критериями Аристотель называет следующие виды государств.

Правильные: правление одного – монархия, правления немногих – аристократия, правление многих – полития.
Неправильные: правление одного – тирания, правление немногих – олигархия, правление многих – демократия.

Понимание государства у Аристотеля связано с понятием справедливости.

Справедливость – высшая цель государства.
Благо (промежуточная цель) -> Справедливость (главная цель)

У Аристотеля наиболее соответствующей справедливости формой правления (видом государства) является полития.

Полития – это власть многих граждан со средним имуществом (власть большинства, не являющихся ни богатым, ни бедным).

Идея политии содержит идею компромисса между властью богатых и властью бедных. Этот компромисс соответствует справедливости у Аристотеля.

Справедливость по Аристотелю – это компромисс между равенством и неравенством. Суть этого компромисса – уравновешивание неравенством изначально неравного.
Важным условием политии является рабовладение. Рабовладение обуславливается Аристотелем так: люди по природе делятся на свободных и подчиняющихся (самостоятельно разумных и не самостоятельно разумных).

Проблема рабства Аристотеля связана с проблемой войны (основная тема международного права).
Аристотель считает военное дело справедливым и необходимым действием государства.
В политии, захватываемые в войнах рабы необходимы для экономического осуществления средних граждан.

Таким образом, Аристотель допускает войну в мере необходимости и сопутствующее этому порабощение в мере природной склонности к подчинению.

В учении Аристотеля акцентируется связь между справедливостью и публичной деятельностью власти, то есть политикой.
Это значит, что общественно значимое, публично осуществляемое действие власти над людьми в обществе не может не быть согласуемым с этими людьми – то есть не может быть несправедливым.

Политика – публичное действие власти.

Аристотель является создателем естественно-правовой концепции.

Естественно-правовая концепция – это объединяющее множество теорий, утверждение о том, что существует естественное право.
Естественное право, по Аристотелю это право, которой не зависит от установления власти по какой-то причине и которая поэтому имеет везде одинаковое значение.

Естественное право определяется прежде всего как альтернатива волеустановленному праву.

Волеустановленное, позитивное, положительное права – это права, возникающие в результате установлением власти, его государством (властью).
Деление права на естественное и волеустановленное – самый важный результат учения Аристотеля.